Продолжая пользоваться настоящим веб-сайтом, вы выражаете свое согласие на обработку ваших персональных данных с использованием сервисов Google Analytics и Яндекс.Метрика. В случае несогласия с указанными условиями вы должны воздержаться от дальнейшего пользования настоящим веб-сайтом.

Инсталляция «Конец СССР»

1
Фрагмент инсталляции «Конец СССР»


19 августа 1991 года в Москве была предпринята попытка государственного переворота. Спустя 30 лет после августовского путча мы вспомним эпоху 90-х, порассуждаем о том, как прошлое повлияло на наше настоящее, продолжает ли оно влиять на будущее и кем стали дети 90-х. Кроме того, почти на месяц одно из пространств Noôdome превратится в поп-ап-галерею. Вместе с художником Павлом Пепперштейном в этот день состоится открытие инсталляции «Конец СССР» группы «Инспекция "Медицинская Герменевтика"». Работа состоит из двух частей и представляет взгляд художников на распад Советского Союза.

Павел Пепперштейн
Российский художник, писатель, теоретик современного искусства, один из основателей арт-группы «Инспекция „Медицинская герменевтика. Учился в Академии изящных искусств в Праге. Является одним из основателей группы «Инспекция “Медицинская герменевтика”» (1987–2001). С 1989 года — независимый художник, писатель, критик и рэп-исполнитель. Его персональные выставки проходили в Государственном Русском музее (совместно с Иваном Дмитриевым), Художественном музее Базеля, Мультимедиа Арт Музее и других. Павел Пепперштейн является лауреатом Премии Кандинского в номинации «Проект года».
Дарья Тишкова
Куратор, художник, реставратор живописи. выпускница кафедры реставрации живописи МГХПА им. Строганова и совместной магистерской программы «Практики кураторства в современном искусстве» Музея современного искусства «Гараж» и НИУ ВШЭ. Дарья является автором оперы «Вода». Этот проект участвовал в Московской международной биеннале молодого искусства, фестивале BRUSFEST в Новой Третьяковке и Стокгольмской независимой ярмарке искусства SUPERMARKET. Дарья Тишкова выступает куратором Фестиваля космического искусства Petanque Galaxy в Парке Горького, выставки «Уют и Разум» в Музее Москвы.
19 августа 1991 года — это не просто историческая дата, попавшая в учебники как Августовский путч, эпохальное событие и переломный момент в истории страны. Это в первую очередь личная история для каждого, кто родился ещё в старом мире. И у каждого она своя. Однако искусство способно преобразовать индивидуальный опыт в художественный образ, который может объединить зрителей в совместном созерцании и переживании.

За каждым произведением искусства всегда стоит интроистория создателя. Группа «Инспекция "Медицинская Герменевтика"» возникла в 1987 году из дружбы трёх художников: Павла Пепперштейна, Сергея Ануфриева и Юрия Лейдермана. В 1991 году вместо Юрия Лейдермана в основной состав вошёл Владимир Федот Фёдоров.

Просуществовав до 2001 года, группа и её участники сами стали артефактом сотканной из противоречий эпохи 90-х. То время, не обладая внутренней цельностью эпохи, подчинённой единой логике исторического развития, представляет собой какой-то исторический зазор, переход от старого к новому, который растянулся на десять лет. Это, безусловно, очень насыщенный период для новой России, соединивший в себе одновременно и паузу, и бурное развитие, и рефлексию по прошедшему, и формирование нового. Парадоксальный и неуловимый процесс перемен как раз и удалось зафиксировать в своём творчестве «Медицинской Герменевтике».
Дарья Тишкова, куратор:

«Для меня их искусство — это преображение происходящего, контролируемое погружение в хаос, нежели сопротивление ему, художественный метод, укоренённый в русской традиции, для которой ирония, смеховая культура зачастую единственное, что помогает справиться с горем утраты».
project-image
Эскиз к инсталляции «Конец СССР» Павла Пепперштейна
project-image
Эскиз к инсталляции «Конец СССР» Павла Пепперштейна
Инсталляция «Конец СССР», придуманная художниками параллельно с происходящими событиями, так и не была реализована в то историческое время. Однако чувствуется рука провидения, расставляющая всё на свои места. Воплощение этой инсталляции 30 лет спустя после замысла позволяет занять ей своё место в контексте истории искусства. Здесь запечатлён в своём образе переходный момент в диалектике развития политических режимов, показано её определяющее влияние на культурные коды и исторические корни современного российского искусства. Вместе с Павлом Пепперштейном, по эскизам которого был воплощён замысел 30-летней давности, зрители могут задуматься и поговорить о том времени не только как о «лихих 90-х». На этот период получится взглянуть ностальгически, вспоминая уют уходящей эпохи и свои личные «домашние» переживания. Причём они могут быть связаны с ярким коллективным опытом освобождения от прошлого и появления совершенно новой страны, которая в одночасье на 180 градусов изменила вектор развития. Заодно своим зрительским вниманием сейчас можно отдать дань группе «Инспекция "Медицинская Герменевтика"», сохранившей для нас и перенёсшей в новую эпоху традиции московского романтического концептуализма.