By using this website, you consent to the collection, storage and use of your personal data by means of Google Analytics and Yandex.Metrica services. If you do not agree to the conditions listed here in, you must refrain from further use of this website.

Andrei Sharonov

President of the Moscow School of Management SKOLKOVO

Andrei Sharonov on empathy, Ohm’s law, immortality, optimism and a good education

1
People and jobs
When I’d been working at the Ministry of Economic Development and Trade for eleven years and decided to leave, frankly, it was terrifying as well as very interesting. I’d got used to my job as First Deputy Minister and Secretary of State. I was generally someone who was fairly well known. I was forty-three by that stage and I hadn’t worked in business or the private sector at all.

I left for Ruben Vardanyan’s Troika Dialog: Ruben and I had been speaking for a year before that. When I finally made up my mind, I made a lot of discoveries — not all of them pleasant. It suddenly became clear that some of the people who’d been happy talking to me either became less willing to, or stopped talking to me altogether. To begin with, this really upset me. I wondered why it was: I didn’t think I’d changed. I thought perhaps I’d even become brighter and better, because I was studying the workings of the financial sector: I grasped them and they stuck... And then I calmed down a little and it hit me: who am I that people will always love and respect me? In the end, the people who were interested in me as Andrei Sharonov and not as a deputy minister carried on talking to me.
Very often, a career is a trap, and getting that stripe on your shoulder or smart nameplate on your office door doesn’t mean you actually get the essence of the job.
Stripes on your shoulder and nameplates on your door
Our jobs and positions come and go. They are conferred on us externally. But what’s inside us, our inner resources and our personality, is always with us, and that’s our real treasure. That’s what leads to our future jobs and positions, and not the other way round.

Very often, a career is a trap, and getting that stripe on your shoulder or smart nameplate on your office door doesn’t mean you actually get the essence of the job. For a while you’re sustained by the idea that you’ve achieved this post, but then you realize that there’s nothing behind it. Your work is less interesting, you’re mixing with people who aren’t as nice, there’s very little scope for creativity and you’re basically not your own person.
When you sense that you’re doing something important, you develop expertise. You go on the right training and you meet the people you need. That just doesn’t happen if you’re thinking about your career. Expertise is a set of abilities and the way you acquire them is through education. But there’s education that doesn’t give any expertise; it imitates the process of acquiring it. So a good education is extremely important
project-image
Why education is needed
I’ve been living by the maxim “never say never” for quite a while now. On the one hand, in this context, I don’t assess whether I’m at the end of my career, its pinnacle or the middle. On the other, I try to live my life in such a way that I don’t turn any particular stage into a stepping stone to try to reach something “better.”

I certainly never wanted to work in the field of education. If you’d suggested to me ten years ago that I would, I’d have burst out laughing and asked what on earth you were talking about. But all the same, I did come and work in education — education of a special kind, of course. SKOLKOVO isn’t a secondary school or a university. It’s actually a new entity that started just fifteen years ago and doesn’t have any skeletons in its cupboards. It has its issues like everywhere else, but it’s a fundamentally different institution, of a completely new type and era.

I’m not part of any power struggle, but I think I’m engaged in a battle for people’s minds, because I want to live in a more comfortable country. You can approach this aim in different ways. I’ve worked in parliament and government and, as I now realize, I also tried to influence the situation through standard-setting and enforcement activity. But now I work in the adult learning sector and I realize that maybe education is the shortest and surest route to change. That is, through changing not just legislation, but people. It gives far more lasting, systemic results.
Optimism doesn’t mean denying a problem: it’s being willing to work with it and not seeing it as a failure.
Low points
Our low points often have an external cause. If that’s a natural disaster or some sort of biological phenomenon, we can’t avoid it. Education can help us experience the situation differently and be more prepared — that’s its value. Not just any education though: you may be a brilliant specialist in a technical discipline or a specialized field of industry, but if you don’t have the people skills it holds you back and you won’t be able to build the relationships that can be threatened by external circumstances. So education that’s simply theoretical isn’t a panacea that lets you easily escape any situation or crisis.
Optimism after 1991
Optimism doesn’t mean denying a problem: it’s being willing to work with it and not seeing it as a failure. At the end of 1991 I went through an experience that recurred later, but less dramatically: it was when the Soviet Union was breaking up and a crisis was beginning. But to begin with, everything was fine for me personally. At the beginning of August I was appointed a minister in the Russian government, and I was also a People’s Deputy of the USSR. But by November the Silayev government that I’d been serving in was dissolved and I was dismissed. The Soviet Union ceased to exist in December and the Congress of People’s Deputies disappeared with it — and a bad patch began for me. My family had no source of income; we had to leave the flat we’d been renting. In short, things were really bad — and this was happening to me, a high-achieving perfectionist. I thanked God when things started to improve, but later I realized that this was also essentially a part of life: not a page that you should turn as quickly as you can and forget about, but something you should live through properly and learn from. You have to appreciate that life is sweet and sour: the sweet bit doesn’t taste as sweet if you haven’t tasted the sour part; you don’t have anything to compare it to.
project-image
A step towards immortality
The fact that people are mortal — and as Bulgakov said, unexpectedly mortal — makes you stop and think when you want to get involved in something or when you like certain things. A sense of frailty and transience holds you back from taking certain steps. In my view, that’s a good thing.

In fact, there’s a psychological basis for the fact that when people take on long-term initiatives which should ideally outlive them, they’re attempting to move towards immortality. Of course, people are mortal — but if you build a place of worship or create a company that outlives you, that’s a step towards immortality. And it’s largely the desire to immortalize oneself that drives people when they undertake these things.
Ohm’s law vs empathy
I don’t know about you, but we weren’t taught how to build relationships properly. We never heard what empathy was. Essentially, I think it’s strange that the founding fathers of our education system thought it was important to teach Ohm’s law — because you couldn’t learn that by yourself — but that learning to make relationships and understanding what empathy is, was something you could do by yourself, and which didn’t need to be touched on at all in your learning. I think that Ohm’s law is much simpler than empathy.

You need to realize that it’s people you have in front of you and that if you want a productive two-way relationship or you want them to do what you ask, you need to think about how they relate to you, to a given task, and to the organization. If they don’t relate well to you, then they probably won’t do a good job on the task, or they won’t do it at all. But Soviet management thinking was based on the notion that you’re given an order and you jump to it. We were all a bit military. It’s a feature of the previous era, which many people are still living in: they don’t care what people think — what matters to them is that people keep in step and do what they’re told to.

Empathy is closely linked to emotional intelligence. Putting it simply, it’s the ability to recognize your own emotions and those of the person you’re talking to. If you’re sitting, standing or running and your mood changes, you should be able to understand what’s happening to you fairly easily. A typical reaction by someone who doesn’t show interest in this could be to ignore the change and say, “Well, so what? What difference does it make? I’m a soldier after all, so I’m moving.” Or alternatively they might deceive themselves and say “I’m not angry with this person” (although they know that they are angry) or “I don’t envy that person” (although they know that they do). They know that malice and envy are bad qualities — they were told so at school — so of course they deny those feelings because they see themselves as a good person who couldn’t possibly have those sorts of attributes. We deceive ourselves and live with these feelings, which distort our lives, and the quality of our lives suffers a great deal as a result.
We were all a bit military. It’s a feature of the previous era, which many people are still living in: they don’t care what people think — what matters to them is that people keep in step and do what they’re told to.
Mistrust is expensive
The fundamental problem that holds back everyone in our country — from young to old, from the President to every last clerk or worker — is a lack of trust. No one trusts anyone, and that creates great costs. You spend on security because you don’t trust the people who come to see you. The government spends a huge amount on inspectors and the police. Mistrust is very expensive indeed.
From influencer to leader
I like something I heard recently: “What’s the difference between a leader and a manager? A manager wants people to carry out a task but a leader strives to make people want to carry out the task.” Do you sense the difference? There are a million definitions of leadership but I’ve tried to distil a few characteristics and essential components which are highlighted in almost all schools that study leadership. The first is probably having goals. The second is having followers. Leadership is a process, not a deed. Running around rattling a sword and saying “I’m the leader!” or accomplishing some great feat isn’t leadership.

If an influencer has some great aim and they talk about it publicly, they become a leader. Yes, they may have a blog with hundreds of thousands of followers, but they’re using it to appeal to others to do good, as they see it — for instance to raise funds or visit children’s homes or hospices. If other people actually do what the influencer asks, rather than just giving them likes, then of course as a result the influencer becomes a leader.
To the previous portrait
Veronika Zonabend
To the next portrait
Xenia Frank

Продолжая пользоваться настоящим веб-сайтом, вы выражаете свое согласие на обработку ваших персональных данных с использованием сервисов Google Analytics и Яндекс.Метрика. В случае несогласия с указанными условиями вы должны воздержаться от дальнейшего пользования настоящим веб-сайтом.

Андрей Шаронов

Президент Московской школы управления СКОЛКОВО

Андрей Шаронов об эмпатии и законе Ома, бессмертии, оптимизме и хорошем образовании

1
Люди и должности
Когда я почти 11 лет проработал в Минэкономразвития и торговли и решил уходить, честно говоря, было очень интересно и страшно. Я сросся с должностью: первый заместитель министра, статс-секретарь, в общем, довольно известный человек. Мне к тому времени было 43 года, и я ни дня не работал в частном секторе, в бизнесе.

Я ушёл к Рубену Варданяну в компанию «Тройка Диалог», до этого мы год с Рубеном разговаривали. И когда я наконец решился, то сделал много открытий, в том числе и неприятных. Вдруг выяснилось, что часть людей, которая со мной охотно общалась, либо стала общаться менее охотно, либо перестала общаться совсем. Меня сначала это очень задело: как это так, я же не поменялся, может быть даже лучше стал, умнее, потому что теперь изучаю матчасть в финансовой сфере, и то помню, и это приращиваю к себе... А потом я немножко успокоился и понял: а кто я такой, чтобы меня любить и уважать всё время? В итоге со мной продолжили общаться люди, которым я был интересен как Андрей Шаронов, а не как замминистра.
Очень часто карьера — это ложная цель, и получая звёздочку на погон или табличку на дверь, вы на самом деле не получаете содержания.
Звёздочку на погон или табличку на дверь
Нужно понимать, что должности и позиции к нам приходят и уходят, нам их дают извне. А вот то, что у нас внутри, наша персональная состоятельность, наша личность, всегда остаётся с нами, и это наша главная ценность. Она-то и порождает будущие должности и позиции, а не наоборот.

Очень часто карьера — это ложная цель, и получая звёздочку на погон или табличку на дверь, вы на самом деле не получаете содержания. Какое-то время мысль о том, что вы достигли этой должности, вас греет, а потом вы понимаете, что за этим ничего нет, ваша работа стала менее интересной, вы общаетесь с менее приятными людьми, уровень творчества стал совсем маленький и вообще вы не принадлежите себе.

Если появляется ощущение, что занимаешься важным делом, компетенции приходят. Ты попадаешь на учёбу, встречаешь нужных людей. Такое совсем не происходит, если думаешь о карьере. Компетенции — это набор способностей, а способ их получить — образование. Но есть образование, которое не даёт никаких компетенций, имитирует этот процесс. Поэтому хорошее образование чрезвычайно важная штука.
project-image
Для чего нужно образование
Довольно давно я живу по принципу «никогда не говори никогда». В этом смысле я, с одной стороны, не оцениваю, сейчас у меня конец карьеры, венец карьеры или середина карьеры. С другой, стараюсь жить так, чтобы не превращать какой-то момент в промежуточную остановку, с которой стремлюсь прыгнуть выше.
В области образования я точно никогда работать не хотел, и если бы меня спросили лет десять назад, я бы рассмеялся в лицо и сказал: «Вы что?». Но тем не менее я пришёл работать в образование — конечно, в особое. СКОЛКОВО не средняя школа и не университет — это вообще конструкция, которая возникла всего 15 лет назад, там нет скелета в шкафу. Есть, как и везде, проблемы, но это фундаментально иное учреждение совершенно нового типа и эпохи.

Я не участвую в борьбе за власть, но думаю, что участвую в борьбе за умы людей, потому что хочу жить в более комфортной стране. К этому можно подходить по-разному. Я работал в парламенте, в правительстве и тоже пытался (как сейчас понимаю) влиять на ситуацию через нормотворческую, правоприменительную деятельность. А вот сейчас я работаю в сфере образования для взрослых и понимаю, что, может быть, через образование это самый короткий и верный путь. То есть не просто меняя законодательство, а меняя людей. Это даёт гораздо более долгоиграющие, системные результаты.
Чёрные полосы и образование
Чёрные полосы часто имеют внешнее происхождение, и если это стихийное бедствие или какое-то биологическое явление, мы не можем их избежать. Образование может помочь нам по-разному пережить эту ситуацию, быть более готовым — в этом его ценность. Кстати, не любое образование. Вы можете быть блестящим специалистом в какой-то технической дисциплине или узкой специальной индустрии, но у вас не будет навыка общения с людьми, и это помешает вам, вы не сможете выстроить отношения, которые могут ухудшиться из-за внешних обстоятельств. Так что просто абстрактное образование — не панацея, чтобы легко выходить из любого кризиса, любой ситуации.
Оптимизм — это не отрицание проблемы, а готовность работать с ней, при этом не считая неудачей.
Оптимизм после 1991
Оптимизм — это не отрицание проблемы, а готовность работать с ней, при этом не считая неудачей. У меня был момент, который потом повторялся, но уже не так драматично. Конец 1991 года, начало кризиса, распад СССР, но сначала лично у меня всё было хорошо: в начале августа меня назначили министром российского правительства, я к тому же был народным депутатом СССР. Однако к ноябрю правительство Силаева, в котором я начал свою карьеру, распустили, меня уволили, в декабре закончил своё существование Советский Союз и Съезд народных депутатов вместе с ним, а у меня началась чёрная полоса. У моей семьи не стало источников существования, квартиру, которую мы снимали, требовали освободить, в общем, всё было плохо. И всё это налагалось на мой синдром отличника. Я перекрестился, когда дела начали улучшаться, а потом понял, что, в принципе, это тоже часть жизни — не какая-то страница, которую надо быстрей перелистнуть и забыть, а которую надо нормально прожить, сделать выводы, почувствовать, что есть сладкая сторона, есть горькая, и сладкая без горькой тоже не такая сладкая — не с чем сравнивать.
project-image
Шаг в направлении бессмертия
То что человек смертен, причём смертен внезапно, как говорил Булгаков, заставляет каждый раз задумываться, когда ты хочешь за что-то браться, когда тебе нравятся какие-то вещи. Ощущение бренности и преходящего удерживает тебя от некоторых шагов. И, на мой взгляд, это хорошо.

Вообще, психологические основания для того, что человек берётся за долгоиграющие вещи, которые в идеале должны его пережить, это как раз попытка двинуться в сторону бессмертия. Человек, конечно, смертен, но если я построю храм, создам компанию, которая переживёт меня, то это шаг в направлении бессмертия. И во многом людьми в таких начинаниях движет желание обессмертить себя.
Закон Ома vs эмпатия
Не знаю как вас, нас не учили правильно устанавливать отношения. Мы не слышали, что такое эмпатия. Вообще, мне кажется странным, что наши отцы — создатели образования — считали, что научить, к примеру, закону Ома важно, его нельзя познать самостоятельно, а вот научиться выстраивать отношения и понимать, что такое эмпатия, самостоятельно можно, и можно вообще об этом не говорить во время учёбы. Мне кажется, что закон Ома гораздо проще, чем эмпатия.

Вы должны понимать, что перед вами живой человек, что если хотите от него производственной взаимности, чтобы он делал то, о чём вы просите, нужно подумать и о том, как он относится к вам, к задаче, к организации. Если относится плохо, то, скорее всего, он плохо или вообще не будет заниматься вашей задачей. А у нас советская управленческая школа исходила из того, что есть приказ, вам сказали — двигайтесь. Мы все были немножко военными. Это признак прошлой эпохи, в которой ещё многие до сих пор живут: неважно, что думают люди, важно, что они строем идут и делают то, что им говорят.

С эмпатией тесно связан и эмоциональный интеллект. Если говорить по-простому, это способность распознавать свои эмоции и эмоции собеседника. Вот если вы сидите, или стоите, или бежите, и ваше настроение меняется, то вы должны довольно просто объяснить себе, что с вами происходит. Типичная реакция человека, который этого не замечает, — либо игнорировать: ну и что, что меняется, я же солдат, я вот двигаюсь; или обманывать себя: нет, я не злюсь на этого человека (хотя я знаю, что злюсь), а тому человеку я не завидую (хотя знаю, что завидую). Но злость и зависть плохие качества, мне об этом говорили в школе, поэтому, конечно, нет, я же хороший человек, у меня не может быть таких качеств. Мы обманываем себя и живём с этими чувствами, которые искажают нашу жизнь, и её качество от этого очень сильно страдает.
Мы все были немножко военными. Это признак прошлой эпохи, в которой ещё многие до сих пор живут: неважно, что думают люди, важно, что они строем идут и делают то, что им говорят.
Недоверие стоит дорого
Фундаментальная проблема, которая всем в нашей стране мешает, от мала до велика, от президента до последнего клерка или работника — это отсутствие доверия. Никто никому не верит. И это создаёт большие издержки. Я трачусь на охрану, потому что не верю тем, кто ко мне придёт. Государство тратится на огромное количество проверяющих и полицейских. Недоверие стоит очень-очень дорого.
Как из инфлюенсера превратиться в лидера
Мне недавно понравилась такая фраза: «Чем отличается лидер от начальника? Начальник хочет, чтобы люди выполнили задание, а лидер стремится к тому, чтобы люди захотели выполнить задание». Чувствуете разницу? У лидерства есть миллион определений, но я попытался вычленить несколько качеств, обязательных компонент, которые выделяют практически во всех школах, изучающих лидерство. И, пожалуй, самое первое — наличие целей. Второе — наличие последователей. Лидерство — это процесс, не акт. Выскочить на площадь с шашкой и сказать «я лидер» или совершить какой-то подвиг — это не лидерство.

Инфлюенсер, если у него есть большая цель, он публично о ней говорит, становится лидером. Да, он ведёт блог с сотнями тысяч подписчиков, но в этом блоге он призывает всех делать добро так, как сам его понимает: собирать деньги или ходить в детские дома, хосписы и т. д. И если люди не просто лайки ему ставят, а идут и делают то, о чём он просит, то инфлюенсер превращается таким образом, конечно, в лидера.
Предыдущий герой
Вероника Зонабенд
1
Следующий герой
Ксения Франк
1